Комплексная диагностика и коррекция  нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексная диагностика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Главная / Повышение квалификации / Специальное (дефектологическое) образование

Требования к слушателям:

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.76)

Категория слушателей:

Данная программа одновременно подходит, как для начинающих специалистов в области школьного образования, логопедии, так и для опытных логопедов, учителей начальных классов, дефектологов, которые хотят укрепить свои компетенции и получить новые знания в профессии.

Содержание программы:

Систематизация и расширение представлений о нарушениях письменной речи, этиопатогенезе, комплексной диагностике и коррекции (нейропсихологические, логопедические и психологические аспекты).

Программа повышения квалификации состоит из 3 модулей.

1 модуль. Актуальность проблематики нарушений письменной речи у школьников.

Современные представления  о нарушениях письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Чем сложна письменная речь? История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей. Терминология специфических нарушений письменной речи. Понятие о дислексии. Психофизиологические механизмы чтения. Этиопатогенез дислексии в аспекте междисциплинарного анализа. Группы ошибок чтения при дислексии. Классификация дислексии. Понятие о дисграфии. Психофизиологические механизмы письма. Этиопатогенез дисграфии в аспекте междисциплинарного анализа. Мозговая организация письма. Различные подходы в изучении дисграфии    и классификации ее видов. Симптоматика дисграфии (нейропсихологический и логопедический аспекты).

2 модуль. Современные подходы к диагностической работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Логопедический подход – как система основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля, констатация уровня сформированности разных сторон речи и состояния навыка письма и чтения. Нейропсихологический подход к организации диагностики чтения и письма младших школьников. Психологический подход  к диагностической работе с младшими школьниками. Преимущества комплексного подхода к диагностике младших школьников с нарушениями письменной речи. Последовательность качественного анализа письменных работ учащегося с дисграфией. Учет специфических ошибок на письме.

3 модуль. Организация дифференцированной комплексной коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи  у младших школьников.

Этапы коррекционной работы в аспекте нейропсихологического, психологического и логопедического подходов.  Методические требования к организации занятий. Подготовительный этап коррекционной работы. Цель и задачи комплексной работы. Структура и содержание занятий с младшими школьниками на подготовительном этапе коррекционной работы.  Методы, приемы и специфика работы логопеда (в аспекте комплексного подхода). Анализ и проведение занятия (подготовительный этап) со слушателями. Основной этап коррекционной работы. Цель, задачи и содержание комплексной работы. Структура и содержание занятий на основном этапе. Анализ и проведение занятия (основной этап) коррекционной работы со слушателями. Заключительный этап коррекционной работы. Цель, задачи и содержание работы. Структура и содержание занятия на заключительном этапе коррекционной работы. Анализ планов занятий и проведение фрагмента занятия на заключительном этапе со слушателями. Обобщение теоретического и практического материала, посвященного комплексной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения письменной речи.

Руководитель программы:

Македонская Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент.