Требования к слушателям:
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.76)
Категория слушателей:
Данная программа одновременно подходит, как для начинающих специалистов в области школьного образования, логопедии, так и для опытных логопедов, учителей начальных классов, дефектологов, которые хотят укрепить свои компетенции и получить новые знания в профессии.
Содержание программы:
Систематизация и расширение представлений о нарушениях письменной речи, этиопатогенезе, комплексной диагностике и коррекции (нейропсихологические, логопедические и психологические аспекты).
Программа повышения квалификации состоит из 3 модулей.
1 модуль. Актуальность проблематики нарушений письменной речи у школьников.
- Современные представления о нарушениях письменной речи.
- Сравнительная характеристика устной и письменной речи.
- Чем сложна письменная речь?
- История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей.
- Терминология специфических нарушений письменной речи.
- Понятие о дислексии. Психофизиологические механизмы чтения.
- Этиопатогенез дислексии в аспекте междисциплинарного анализа.
- Группы ошибок чтения при дислексии. Классификация дислексии.
- Понятие о дисграфии. Психофизиологические механизмы письма.
- Этиопатогенез дисграфии в аспекте междисциплинарного анализа.
- Мозговая организация письма.
- Различные подходы в изучении дисграфии и классификации ее видов.
- Симптоматика дисграфии (нейропсихологический и логопедический аспекты).
2 модуль. Современные подходы к диагностической работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.
- Логопедический подход – как система основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля, констатация уровня сформированности разных сторон речи и состояния навыка письма и чтения.
- Нейропсихологический подход к организации диагностики чтения и письма младших школьников.
- Психологический подход к диагностической работе с младшими школьниками.
- Преимущества комплексного подхода к диагностике младших школьников с нарушениями письменной речи.
- Последовательность качественного анализа письменных работ учащегося с дисграфией.
- Учет специфических ошибок на письме.
3 модуль. Организация дифференцированной комплексной коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
- Этапы коррекционной работы в аспекте нейропсихологического, психологического и логопедического подходов.
- Методические требования к организации занятий.
- Подготовительный этап коррекционной работы.
- Цель и задачи комплексной работы.
- Структура и содержание занятий с младшими школьниками на подготовительном этапе коррекционной работы.
- Методы, приемы и специфика работы логопеда (в аспекте комплексного подхода).
- Анализ и проведение занятия (подготовительный этап) со слушателями.
- Основной этап коррекционной работы. Цель, задачи и содержание комплексной работы.
- Структура и содержание занятий на основном этапе.
- Анализ и проведение занятия (основной этап) коррекционной работы со слушателями.
- Заключительный этап коррекционной работы.
- Цель, задачи и содержание работы.
- Структура и содержание занятия на заключительном этапе коррекционной работы.
- Анализ планов занятий и проведение фрагмента занятия на заключительном этапе со слушателями.
- Обобщение теоретического и практического материала, посвященного комплексной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения письменной речи.
Учебный план:
Руководитель программы:
Македонская Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент.